Виды графиков и диаграмм
Кейс дня
Поговорим про аналитику для формирования корректных заказов поставок по самым популярным позициям в розничных магазинах. Также разберёмся, какие виды графиков и диаграмм бывают и как подбирать подходящий вид визуализации под свои задачи.
Тема дня
Почасовая доступность товаров
Супервайзер-стажер
Анастасия Голомонзина
Кира Бессолицына
Менеджер по административной поддержке бизнеса

Марина Зазулина
Директор по продажам, Урал 1
Наша компания — очень скоростная и динамичная, скорость принятия решений здесь очень важна. Когда у тебя под рукой есть аналитика — ты можешь опереться не просто на свои ощущения, но на цифры.

Я ежедневно пользуюсь отчетностью, подготовленной в Qlik Sense. Благодаря Qlik, я смотрю все операционные показатели в одном месте — изучаю прогноз, отслеживаю, как изменялась метрика за период. Это помогает выявить проблемы и принять решение.
Детальная аналитика магазина
Нам надо было понять, какие магазины в какое время и по каким позициям обнулялись — и по какой причине. Причин может быть две: либо в магазине недопоставки, либо магазин сам совершил ошибку и не выложил товар на полку.

Представьте, что супервайзер приходит на магазин, он видит PLU, ему интересно движение этого товара. Тогда он забивает PLU в отчет и может посмотреть его историю: продажи, остатки, последнее время продажи. Если магазин не выполнил показатель — можно посмотреть почему, в чем проблема? Как помочь магазину? Все можно посмотреть в отчете.

Это интерактивный инструмент понимания ситуации в магазине, который всегда под рукой.

До появления Qlik, все данные были, но находились в разных местах. Мы самостоятельно загружали вчерашние остатки по ТОП-списку PLU, обрабатывали их в Excel, применяли ВПР ежедневно. Это было долго, трудозатратно, и, самое главное, не в полном объеме.

В новом подходе вместе с Qlik самый большой плюс — скорость получения результатов. Раньше все остатки приходилось загружать около 40−50 минут. Сейчас это пара нажатий мыши на выставление нужных фильтров и все, отчет готов.

ДК пользуются отчетом самостоятельно. В приложении можно настроить нужные фильтры под свою задачу и смотреть на данные с разных ракурсов: детально по PLU, в целом по магазину.

Отчет хотим транслировать как на отдел товародвижения, так и на супервайзеров. Они отслеживают все заказы. Вместе с этим, мы постепенно хотим отказаться и от статичных выгрузок и рассылок этих данных — ведь все доступно онлайн в интерактивном виде.
«За время разработки отчета наша самая большая сложность была в выборе правильного способа визуализации данных — мы хотели, чтобы все было читаемо и понятно.»
Главное не бояться и пробовать. Если у вас есть идея — ее главное озвучить и вам помогут ее воплотить. У нас в команде после создания этого отчета появились мысли автоматизировать еще несколько отчетов — пользоваться Qlik очень легко и понятно.

Отчеты же созданы для удобства всех сотрудников, чтобы вы могли зайти в отчет в любом месте в любое время и быть информационно-осведомленным!
С помощью разработанного интерактивного приложения, магазины будут более корректно формировать заказы по лидирующим позициям — ведь у них появился инструмент для детальной и аналитики остатков.
Виды графиков и диаграмм
Знаете ли вы сколько существует типов графиков и диаграмм? 20, 50, 100? Можно придумать огромное количество видов визуализации данных, каждый из которых будет полезен.

При этом, каждый тип визуализации призван отвечать на свой вопрос, выполняя определенную задачу. Нужно уметь подбирать наиболее подходящий.

Посмотрим на основные виды сравнения данных — и типы графиков и диаграмм, которые под них подходят.
Сравнение категорий
Позволяют продемонстрировать сходства или различия по категориям. В этом виде сравнения основное — это заметить разницу и понять, насколько она велика или мала.

Для сравнения категорий используют столбиковые диаграммы в разных вариациях. А еще столбцы обычно сортируют по убыванию или возрастанию величины — это упрощает сравнение.
Соотношение категорий
Используют объем или пространство визуализации для отображения возможных взаимосвязей между двумя показателями.

Классический пример — точечная (или пузырьковая) диаграмма, которая показывает наличие или отсутствие зависимости двух переменных.
Части целого
Показывают, как нечто цельное делится на составные части.

Используются такие диаграммы как круговая, древовидная и накопительные линейчатые диаграммы. Обычно сегменты показателя (его части) также сортируют от большего к меньшему, чтобы визуально упростить считывание данных.
Распределение величины
Отображают частотность и распределение данных в пределах определенного интервала или по выделенным группам.

Классический пример — гистограмма, в котором каждая полоса на гистограмме представляет частотность значения за определенный интервал — то есть, сколько раз то или иное наблюдение встречается в данных.
Изменение во времени
Показывают изменение показателя во времени — основную роль тут играет наличие поля с датой по оси Х.
Изменение на местности
Показывают изменение показателя на местности. Используют карты, на которых откладываются точки координат или географические слои. Сам показатель может выражаться при помощи фоновой заливки элементов карты (областей) или с помощью точек разного размера.
Для того, чтобы проще ориентироваться в видах диаграмм и графиков, ДатаЙога подготовила свою коллекцию визуализаций с подборкой советов по применению и типизацией по видам сравнения.
Карточки визуализаций ДатаЙога
Задавайте вопросы к данным и подбирайте визуализации под ваши задачи. Определитесь с типом сравнения данных, изучите плюсы и минусы каждой визуализации и прислушайтесь к тщательно подобранным советам.

Выбор визуализации — начинается с вопроса.

Что я хочу показать? На чем я хочу сделать акцент? Что диаграмма должна донести?

Одни и те же данные можно показать разными способами, в зависимости от вопроса и конечной цели. Поэтому, не имея вопроса, подбирать вид диаграммы под имеющиеся данные можно довольно долго.

Например,
Если хотим показать тенденцию изменения двух категорий во времени, выберем линейный график
Если хотим показать тенденцию изменения, но при этом важен накопительный эффект, покажем динамику в графике с накоплением
Если хотим просто показать само изменение в двух точках, выберем график было-стало
Если важно показать суммарный эффект по двум категориям с акцентом на баланс в каждом месяце, сделаем выбор в пользу столбиковой диаграммы с накоплением
Если хотим показать сравнение двух категорий в разрезе каждого месяца, выберем столбиковую диаграмму, где столбцы будут находиться рядом друг с другом
Если важно показать разницу между двумя категориями, сделаем выбор в пользу диаграммы наклона по каждому месяцу
Если хотим показать характер разницы между двумя категориями, то добавим цвет и сделаем акцент
Чтобы облегчить задачу выбора подходящей диаграммы придуманы специальные помощники: чарт-чузеры. Это визуальные справочники, которые объединяют множество доступных видов визуализации, сгруппированных по целям использования. Ставьте вопрос, выбирайте тип сравнения, необходимый вам, и подходящую визуализацию.

Мы собирали доступные чарт-чузеры на специальной доске Miro.
Чарт-чузеры и визуальная медитация
Что нужно соблюдать и чего стоит избегать. Все доступные чартчузеры, постеры, ресурсы, собранные в одном месте
Чат — полноценная площадка марафона
Присоединяйтесь к внутреннему чату для обсуждения материалов марафона и прочих веселых активностей
Полезные ссылки
Если вам интересно узнать больше по дополнительным темам Марафона, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора

2022