Ключевые показатели
Кейс дня
Сегодня Вадим Богданов поделится опытом создания ответа по квантам поставок, который помогает в полноценной аналитике ключевых метрик магазинов. Мы также узнаем, для чего нужны ключевые показатели эффективности и как их визуализировать на ваших будущих дашбордах.
Тема дня
Кванты поставок
Аналитик данных
Вадим Богданов
Станислав Модолинский
Директор по продажам, Южный Урал 2
В моей работе возникает много вводных — и от центрального офиса и смотря на конкурентов. Идеи разные: чего больше продавать, на чем больше зарабатывать, как влияет погода (например, как повлияет снегопад на прошедших выходных на трафик и доставку товаров?).

Таких мыслей очень много, но вместо того, чтобы крутить их в своей голове, их можно быстро проверить на данных — и отсечь те гипотезы, которые не находят подтверждения. Теоретически, эта возможность была всегда, но это было очень долго. BI позволяет исследовать идею за несколько минут — добавить данные, отранжировать их и детализировать вплоть до магазина.
Управление квантами поставок
Квант поставки — это количество товара одного SKU, с которой он поставляется в магазин. В рознице есть проблема с формированием кванта: не всегда факт продаж в магазине соответствует тому, что отгружается в квантах. Из-за этого могут происходить списания товаров, так как они просто не успевают реализоваться в свой срок годности.

Инструмент, подготовленный на базе Qlik Sense, позволяет определить критические позиции, у которых оборачиваемость меньше, чем квант товара.

Благодаря отчету, мы отслеживаем две ключевые метрики по магазинам: процент необорачиваемости и количество списаний. Так, если квант какого-либо товара не оборачивается в срок в 50% магазинов — это критично. Значит, в эти магазины нужно грузить товар желательно меньшими партиями. Мы можем рекомендовать снизить квант по товару, если это возможно.

Если квант уже и так минимальный и внешние факторы не позволяют сделать квант меньше, мы можем посмотреть еще и на списания. Мы смотрим на уровни ассортимента — в разных магазинах разная представленность товара. В крупных магазинах ассортимент шире, в магазинах поменьше ассортимент уже.
Иногда возникают случаи, когда уровень ассортимента для товара сформирован неправильно, например товар просто не востребован в магазинах малого формата. В этом случае мы смотрим на показатель списания. Если товар не успевает оборачиваться и происходят большие списания, мы можем принять решение об изменении уровня ассортимента по товару.

Обе метрики могут сигнализировать о проблеме. Конечно, списания товара — это плохо, но без понимания почему именно происходят списания, это ничего не дает.

Отчет используется коммерческим департаментом и специалистами из управления товарными запасами на еженедельной основе. До QLik Sense, задача решалась средствами Excel. Но проработать информацию в рамках компании по всем товарам было невозможно, это требовало огромных трудозатрат. Раньше была возможность смотреть только топ-10 товаров по всем категориям.
Благодаря возможности иметь все данные в одном месте, мы можем проводить гибкий анализ на полном объеме данных. Многое предстоит доработать, в том числе и повысить уровень доверия к данным в новой для сотрудников системе, но все впереди!
Для чего нужны KPI и что это такое
KPI (Key Performance Indicator, ключевой показатель эффективности) — показатель, который отражает наиболее важные метрики на разных уровнях компании: либо для всей организации в целом, либо для ее департаментов, отделов или конкретных сотрудников.

KPI отслеживаются на постоянной основе, должны быть измеряемы и иметь решающее значение для достижения целей компании и поддержания роста.
Правильно подобранный KPI помогает менеджерам ориентироваться между важными бизнес-процессами и показывает, может ли организация достичь своих ключевых целей.
Чаще всего, показатель KPI сопровождается дополнительной информацией, которая расширяет контекст его применения:
+
название
+
мера измерения
+
целевое значение
+
значение прошлого периода (дня, недели, года)
+
динамика изменения
Дело в том, что цифра без контекста большинству пользователей, которые не знают KPI наизусть, ничего не скажет. Например: объем продаж за вчера составил 102 миллиона. Хорошо это или плохо? Что было неделю назад? Какой прогноз на конец квартала? Чтобы принимать взвешенные решения, мы должны понимать обстановку каждой цифры.
Способы показа KPI
Существует несколько способов показа KPI на дашбордах.
Способ 1.
Просто большая цифра
Примеры отображения показателей в виде просто большой цифры просты и понятны. Обычно, цифра сопровождается цветом или символом тренда, который показывает в худшую или в лучшую сторону изменился показатель.

Это простые визуализации, которые эффективны в случае если аудитория хорошо знакома с показателем.

✦ Недостаток — отсутствие контекста и сложность проводить сравнения и видеть тренды
✦ Цифра показывает состояние «здесь и сейчас», и сложно сказать насколько сильно было изменение и что происходило раньше
Способ 2. Обогащение контекста
На таких примерах KPI, величина показателя кодируется визуально — столбец, линия, направление, угол. Это облегчает процесс сравнения и сопоставления нескольких показателей или плана с фактом.

✦ В некоторых примерах гораздо удобнее видеть исторические данные по показателю, чем в случае с Просто большой цифрой.
Способ 3. Сложные визуализации
Эти визуализации выглядят многослойнее, некоторые из них могут быть непонятны аудитории. Однако, их цель — предоставить еще больше данных для оценки показателя на минимальном пространстве.

✦ Используя их, нужно хорошо знать свою аудиторию: все ли поймут эти диаграммы
Вычисления и расчеты
Современные BI-инструменты дают возможность гибко работать с данными благодаря функционалу вычислений.
Вычисление — это пользовательский алгоритм расчета нового поля на основе уже имеющихся данных. Основа вычислений заключается в функциях. Функции используются для выполнения математических, логических, проверочных и множества других видов операций над данными в памяти продукта.
Например, если у вас в данных есть поля «Выручка» и «Количество товаров», вы можете посчитать среднюю выручку на один товар, поделив эти два показателя друг на друга. Это будет вашим новым вычислением, а выражение: [Выручка] / [Количество товаров] — вашей формулой.

Функции в Qlik Sense поделены на смысловые категории.
В основные группы можно выделить функции:
  • Логические
  • Строковые
  • Даты и времени
  • Агрегирования
  • Условий
  • Финансовые
Также есть функции по работе с NULL-значениями, форматирования, ранжирования, цвета, функции вероятности, логарифмов, статистики и много других… Большое количество функций позволяет вам гибко общаться с данными, но не пугайтесь их количества. В процессе работы вы быстро определите для себя самые полезные, подходящие под ваши задачи и будете быстро ориентироваться в списке функций благодаря поиску.
Юрий Давыдов
Руководитель направления работы с данными в области управления персоналом
Всего один показатель «текучесть кадров» можно посчитать миллиардом способов. Но так как мы можем создавать дашборды сами, мы сразу закладываем нужную методологию расчета и придерживаемся ей в рамках своей отчетности.

KPI мы тоже считаем внутри BI. KPI могут меняться из года в года. Например два года мы следили за резервами на отпуска. Непонятно было сколько их, но мы сделали дашборд, в который каждый макрорегиона мог смотреть статистику по этому показателю.
Полезные ссылки
Если вам интересно узнать больше по дополнительным темам Марафона, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора

2022