Дашборды и интерактивность
Кейс дня
Сегодня подробнее посмотрим на дашборды и на то, каких видов они бывают, погрузимся в возможности интерактивности и изучим кейс.
Тема дня
Списания «Fresh»
Директор кластера
Пермь 24
Илья Синкин
Марина Зазулина
Директор по продажам, Урал 1
Qlik достаточно несложный инструмент. За несколько раз ты осваиваешь необходимые функции, понимаешь, что и где можно взять, а самое главное — в нем нельзя ничего сломать. Можно зайти в отчет и пользоваться им бесконечно часто, пересобирать его, если необходимо. Колоссальная экономия времени!
Своевременная аналитика товаров
Товары категории «fresh» — сегмент скоропортящихся товаров, куда входят овощи, фрукты, свежее мясо и рыба, горячий хлеб. Продукты списываются и закупаются ежедневно, так что их нужно своевременно отслеживать. Тем более, весь макрорегион Урал сейчас работает на системе автозаказов. Система автоматически подтягивает все необходимые данные по остаткам, спросу и сезонности.

Благодаря созданному интерактивному отчету на основе Qlik Sense, специалисты теперь могут отслеживать виртуальные остатки и их корректность в магазинах.

Есть товары, которые должны списываться ежедневно — это общепринятая норма. Например, борщевая группа или группа товаров «Ультрафреш». Если списаний не происходит, что-то не так.

Сегодня отчет используется как на уровне директора кластера и начальника отдела продаж, так и на уровне супервайзера магазина.

До создания отчета, данные хранились в отдельных выгрузках из SAP на каждый магазин — так отслеживалось отсутствие списаний. Работа на местах была несистемной.

Директорам дашборд помогает понять, как на уровне макрорегиона работает тот или иной кластер: хорошо и плохо, своевременно происходят списания или с задержками. В отчете есть турнирная таблица, которая показывает количество ошибок, когда магазин не списывает тот или иной товар. Данные показаны в разных срезах, в том числе и в месячном — для отслеживания динамики по месяцам и отчетности.

Супервайзеры отслеживают списания магазина более оперативно. Если количество списаний находится за гранью нормы, то супервайзер может прийти и проработать любую категорию. То есть, человек в прямом смысле видит «опасные» данные, достает телефон и звонит в магазин.
Функционал отчета помогает не просто смотреть на ситуацию «как есть сейчас», но и сравнивать данные: с аналогом с прошлой недели, в разрезе макрорегиона, кластера, супервайзера или магазина. Внутри отчета есть дополнительная выгрузка в таблицу, с которой можно удобно выходить в поле. И можно забыть про неудобные тяжеловесные функции в выгрузках Excel.
Технические детали отчета
Отчет состоит из 2 показателей ключевой эффективности, 1 таблицы и 3 динамичных графиков.

Отчет позволяет провести анализ магазинов и супервайзеров, у которых не было списаний ФРОВ. Списания представлены в количественном выражении по PLU в разрезе макрорегион — кластер — супервайзер — магазин — дата. Также данный отчет позволяет проанализировать дневной товарный запас и товарный запас предыдущего периода.
Благодаря отчету и директора и супервайзеры имеют доступ к актуальной информации по списаниям в магазинах — и, при необходимости, могут быстро связаться с сотрудниками на местах. А специалисты могут оперативно отслеживать виртуальные остатки и их корректность в магазинах.
Иван Дубровских
Директор дивизиона Екатеринбург Екатеринбург-Центр
Отслеживание остатка, поиск упущенных продаж, аналитика потерь… кейсов для анализа данных достаточно много. Я уверен, что в каждой группе кластеров и каждом кластере есть свои боли, для которых требуются длительные выгрузки и функция ВПР. Движок Qlik позволяет настраивать отчеты в том виде, в котором это будет нужно и удобно, максимально быстро и функционально.
Что такое дашборд и для чего он нужен
Дашборд — это прежде всего средство коммуникации между вами и данными. Дашборд создает целостную картинку для пользователей, объясняя и показывая данные в доступной форме. Компактное размещение диаграмм дает возможность оценить данные одним взглядом.
+
Дашборд показывает данные доступными и наглядными средствами с помощью диаграмм и графиков
+
Дашборды формируют понимание ситуации, благодаря расположению связанных данных на одном экране
+
Дашборды позволяют изучать данные с помощью фильтров и интерактивных элементов управления
Подробнее про термин «дашборд» и его определение
Термин дашборд произошел от английского dashboard — в переводе с английского «приборная панель» (в самолетах, автомобилях,…). Дашборд в технике показывает все необходимые элементы управления на одной панели. Дашборд в аналитике делает тоже самое, но с данными и на одном экране вашего компьютера или телефона.

Гуру дашбордизма Стивен Фью дает следующее определение термина «дашборд».

Дашборд — это визуальное представление наиболее важной информации, сгруппированной по смыслу на одном экране так, чтобы еë можно было легко понять

Если разобрать определение на отдельные составляющие и пояснить каждую часть:
  • Визуальное представление — результат представлен в графической форме.
  • …информации — по содержанию в основном числовой, по форме — в виде графиков и таблиц
  • …наиболее важной — ключевые показатели, которые действительно необходимы для принятия решений
  • …сгруппированной по смыслу — показатели должны быть связаны между собой, относиться к одной теме (отдел, продукт, процесс), предоставлять необходимый набор ответов для пользователя.
  • …на одном экране — представление информации без полосы прокрутки. Если дашборд выходит за границы экрана, то единая смысловая картина рассыпается. С другой стороны, это спорное условие: а что если данных очень много? Но что точно важно для дашборда — это возможность легко и быстро проводить сравнения, а это сделать гораздо проще, если все необходимое находится рядом друг с другом.
  • …легко понять — пропитывание дашборда не вызывает трудностей: все чисто и наглядно.
Традиционно, дашборды можно разделить на три основных типа, в зависимости от того, какие задачи они призваны решать и как часто к ним обращаются.
Стратегические
✦ Быстрый обзор состояния и возможностей бизнеса
✦ Фокусировка на высокоуровневых показателях эффективности
Операционные
✦ Используются для мониторинга текущих операционных процессов
✦ Отражают конкретный текущий момент и быстро обновляются
Аналитические
✦ Требуют дополнительного контекста (сравнений, истории, оценок)
✦ Высоко-интерактивные, позволяющие выбирать нужные срезы и использовать фильтры
Интерактивность на дашбордах
Правильно сформулированный вопрос и подходящий вид графика в правильном контексте (как и отсутствие грубых ошибок при создании графика) уже практически обеспечивает эффективное кодирование данных на визуализации.

Статичные отчеты обычно говорят об уже найденных цифрах и хорошо работают, когда нужно просто рассказать кому-то о результате анализа. Но у пользователей могут появится новые вопросы.

Если пользователи заметят аномалию, то захотят узнать, что на нее повлияло. Или захотят «покрутить» данные так, чтобы, наоборот, найти что-то необычное.

Интерактивность позволяет реагировать на действия пользователя, исследовать данные с разных сторон для поиска ответа на возникающие вопросы.
Под интерактивностью понимаются действия, которые настроены на диаграмме и доступны пользователю для взаимодействия с данными: изучения, преобразования, трансформации. Можно выделить несколько ключевых направлений по интерактивности:

→ 01. выделить точки данных на диаграмме для взаимодействия и привлечения внимания
→ 02. изучить область данных, путем приближения/отдаления, прокрутки
→ 03. видоизменить структуру, например, если у пользователя есть возможность выбрать какие переменные нужно показать на диаграмме
→ 04. изменить детализацию, т. е. углубиться в данные, или наоборот, подняться на уровень выше
→ 05. отфильтровать данные
→ 06. проследить взаимосвязи, например, выделить один элемент данных и увидеть все взаимосвязанные с ним точки данных

В конечном счете, использование интерактивности сокращает дистанцию между вопросом и ответом.

Если вы готовите визуализацию для кого-то еще, то интерактивность и сокращает дистанцию между вами и теми людьми, которые будут пользоваться результатами вашей работы.
Чат — полноценная площадка марафона
Присоединяйтесь к внутреннему чату для обсуждения материалов марафона и прочих веселых активностей
Полезные ссылки
Если вам интересно узнать больше по дополнительным темам Марафона, переходите по ссылкам для дальнейшего изучения тем и расширения кругозора

2022